До начала XVIII века благотворительность в России была исключительно прерогативой церкви. Пожертвования прихожан собирались и распределялись церковными иерархами по своему усмотрению. Однако с приходом на престол царя-реформатора Петра I произошли существенные перемены.
Петровская эпоха: начало систематизации благотворительности
Действия Петра I в отношении нищих и благотворительности можно понять, учитывая его желание модернизировать Россию и привести её в соответствие со стандартами Западной Европы. Он стремился создать централизованное и организованное государство, где не было места неструктурированной милостыни на улицах.
Петр I ввел запрет на подачу милостыни на улицах и установил высокий штраф за её нарушение. Эти меры имели несколько целей:
- Сокращение числа нищих на улицах: столица и другие города должны были выглядеть цивилизованными и организованными.
- Организация помощи: создание учреждений общественного призрения для систематизации помощи нуждающимся.
- Привлечение частных инвестиций: поощрение частных капиталов для открытия учреждений общественного призрения по аналогии с Западной Европой.
- Производственный потенциал: направление трудоспособных нищих на принудительные работы, что давало государству дополнительный трудовой ресурс.
Эти реформы положили начало систематическому и организованному подходу к благотворительности на государственном уровне.
Эпоха Екатерины II: благотворительность как государственная обязанность
Екатерина II стала первым монархом, который усмотрел в заботе о нуждающихся обязанность государства. Она основала Приказы общественного призрения, которые управляли приютами, больницами, богадельнями и госпиталями.
Екатерина II также активно поддерживала развитие «мирской» благотворительности, подавая личный пример. Например, в 1767 году, когда дворянство и купечество собрали средства на создание её монумента, она направила значительную часть этих средств на благотворительные нужды.
XIX век: расцвет светской благотворительности
Расцвет светской благотворительности пришелся на XIX век. В первой четверти века были основаны первые благотворительные организации, работавшие под патронажем государства, но созданные частными инициативами. Позже значение частных взносов продолжало расти. Были созданы многочисленные благотворительные ассоциации и фонды, больницы, приюты и богадельни, функционирующие на частные средства.
К 1896 году в России работало 1404 благотворительных учреждения разного рода, из которых 334 находились в Петербурге.
Влияние религии и государства на благотворительность
Религия и государство всегда играли ключевую роль в развитии благотворительности в России. С приходом христианства благотворительность стала неотъемлемой частью религиозной жизни. Церкви и монастыри организовывали приюты, больницы и школы для бедных.
Государство активно поддерживало благотворительность, создавая государственные учреждения и фонды для помощи нуждающимся. В советский период благотворительность была в значительной степени национализирована и стала частью государственной системы социальной поддержки. В постсоветский период благотворительность вновь стала частной инициативой, и роль религии и государства в её развитии вновь усилилась.
Текущие тренды и направления в благотворительности
Сегодня благотворительность в России развивается в нескольких ключевых направлениях:
- Социальная поддержка: помощь малоимущим, многодетным семьям, пенсионерам и инвалидам.
- Здравоохранение: поддержка медицинских учреждений, финансирование лечения тяжелобольных детей и взрослых.
- Образование и наука: поддержка образовательных учреждений, предоставление стипендий и грантов для студентов и молодых ученых.
- Культура и искусство: финансирование культурных проектов, реставрация памятников и поддержка музеев.
- Экология и охрана природы: защита окружающей среды, финансирование экологических проектов и программ по сохранению биоразнообразия.
Пример краудфандинга в XIX веке: кружечный сбор
Одним из наиболее популярных методов сбора мелких пожертвований в XIX веке был кружечный сбор. Этот метод использовался в церкви на протяжении многих лет, но его популярность выросла, когда кружки стали размещать в коммерческих зонах и других местах с большим скоплением людей.
В 1841 году торговец Николай Терентьев предложил размещать кружки на торговых площадках, таких как гостиные дворы и рынки. Чтобы подчеркнуть святость дарения, он рекомендовал устанавливать их под религиозными иконами. Терентьев изготовил 56 таких кружек, которые были установлены на рынках, станциях и пароходах.
Эти кружки были сделаны из жести, имели замок и щель для монет. Такой способ сбора пожертвований быстро стал популярным. Люди могли делать анонимные вклады, не раскрывая своего имени и размера пожертвования. Информация о собранных суммах публиковалась в прессе, что обеспечивало прозрачность процесса.
Таким образом, благотворительность в Российской Империи прошла долгий путь развития от спонтанной милостыни до систематических и организованных форм помощи нуждающимся, сохраняя и приумножая традиции помощи и поддержки.